МИД России: «В обсуждаемом Азербайджаном и Арменией документе отражены 17 принципов, предусматривающих урегулирование конфликта»

МИД России: «В обсуждаемом Азербайджаном и Арменией документе отражены 17 принципов, предусматривающих урегулирование конфликта»
«Нагорно-карабахский конфликт - это тяжелейшая проблема. Позиции сторон укрепились, и существует такое равновесие, которое нарушить очень сложно. И для того, чтобы его изменить, нужна большая политическая воля и очень серьезная опора и консенсус в обществах». Как сообщает АПА, об этом заявил сегодня начальник четвертого департамента стран СНГ Министерства иностранных дел России Андрей Келин. Он отметил, что Нагорный Карабах – это самый болезненный и основной внешнеполитический вопрос, как для Армении, так и для Азербайджана. Комментируя эффективность формата МГ ОБСЕ в этом конфликте, Андрей Келин заявил: «Дело не в формате. Дело в желании и политической воле людей, которые идут на урегулирование. МГ оправдала себя, хотя было много попыток расширить ее состав. В последнее время Турция пыталась активно участвовать в этом деле. Мы считаем это контрпродуктивным, поскольку здесь мы имеем уникальную ситуацию, когда позиции США, Франции и России совпадают, и это позволяет нам выступать гарантом этого процесса, гарантом, того, что достигнутые договоренности не пойдут под откос. И в этом нас поддерживают и Франция и США".

А. Келин добавил, по нагорно-карабахскому конфликту впервые за многие годы появился документ, по ряду пунктов которого стороны согласовали свои позиции: «Переговоры носят закрытый характер, и о деталях мы не распространяемся. Об этом в деталях лучше не говорить. Но впервые за многие годы возник единый документ, где есть набор принципов. Их порядка 17. Среди них есть те, что практически согласованы, но есть и такие, глубинные, по которым имеются фундаментальные расхождения в понимании.
И пока по этим глубинным принципам, по которым возникают расхождения, не удается найти решения. Но я хочу подчеркнуть, что их действительно совсем немного. И если на то будет политическая воля, найти компромисс мне представляется несложным».

Андрей Келин сообщил, что для решения конфликта нужен серьезный импульс, чтобы подвигнуть две столицы к окончательному сближению: «Если мы не сделаем этого, то наверно ситуация будет дальше накаляться. Она и так достаточно обострена, перестрелки на линии соприкосновения войск не стихают, инцидентов все больше, сил накапливается с обеих сторон тоже все больше. Поэтому есть опасения, что, рано или поздно, эта эскалация инцидентов перерастет в нечто более крупномасштабное».

Руководитель департамента сообщил, что Россия старается и с Ереваном, и с Баку двигаться параллельно, не равноудаленно, а равноприближенно: «Поскольку и та, и другая стороны являются нашими важнейшими союзниками, у нас хорошие отношения и там, и там». Комментируя визит президента России в Азербайджан, А. Келин напомнил, что в его рамках было подписано очень важное соглашение о границе: «В рамках визита решили проблему с Азербайджаном, связанную с разграничением границ на участке реки Самур. И это, без сомнения, огромное продвижение».

Андрей Келин отметил, что из нерешенных вопросов между Азербайджаном и Россией остаются проблема Каспия и отсутствие соглашения о защите инвестиций. Келин также прокомментировал вопрос о создании конфедерации между Азербайджаном и Грузией: «Этот вопрос опирается на далекое прошлое, историю. Мы спрашивали в Баку, нам не подтвердили, что это возможно, и что такая идея имеет какую-либо серьезную проработку».