<b>Нагорный Карабах: в ожидании прорыва</b>

<b>Нагорный Карабах: в ожидании прорыва</b>
Нагорный Карабах: в ожидании прорыва Президенты Азербайджана и Армении встретятся в Москве для обсуждения карабахского урегулирования. Особенность этого события в том, что Ильхам Алиев и Серж Саргсян приглашены в российскую столицу президентом Дмитрием Медведевым сразу после конфликта между Россией и Грузией.

Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, отколовшихся от Грузии. Августовские события явились шоком для всех и резко активизировали усилия мировых держав на Южном Кавказе. Россия явно хочет перехватить инициативу в урегулировании карабахского конфликта, считают многие эксперты, собравшиеся в Брюсселе на общественный миротворческий форум, созванный организацией International Alert.

На форуме побывали корреспонденты Би-би-си Марк Григорян и Фамиль Исмайлов.

Фамиль Исмайлов: Из бесед с экспертами я пришел к выводу, что Медведев "просто так" Алиева и Саргсяна в Москву звать не стал бы. Во-первых, после военных действий в Грузии президенты Азербайджана и Армении гораздо внимательнее относятся ко всему, что говорит Москва. Во-вторых, многие аналитики считают, что Медведеву есть что сказать президентам. Например, по мнению независимого эксперта из Баку Расима Мусабекова, тот факт, что на организацию саммита понадобилось совсем немного времени, свидетельствует о проработанной повестке дня. Значит, встреча будет не формальной декларацией, каких было много и раньше. Даже если, президенты не сделают громких заявлений, считает Мусабеков, в Москве состоится разговор по существу.

Марк Григорян: Мы с тобой, Фамиль, максималисты в вопросе мирного урегулирования. Мы оба хотим, чтобы вопрос решился как можно быстрее и спокойнее. Поэтому мы и ждем "прорывов" от каждой встречи на высшем уровне. И все предпосылки для этого есть. Все-таки Минская Группа ОБСЕ, сколько бы ее не критиковали, привела переговоры к такому состоянию, когда, по мнению и политиков, и аналитиков, нерешенной остается всего пара вопросов. Конечно, это самые главные вопросы, в частности, статус Нагорного Карабаха. Когда мы беседовали с экспертами - а на брюссельской встрече собрались многие авторитетные специалисты - я обратил внимание на то, что все они были очень осторожны и старались не предугадывать, чем может закончиться эта встреча президентов, и какого "прорыва" можно ждать от них. Но "прорыва", тем не менее, ждут все.

Ф.И.: Увы, прорыва, в кавычках или без, не будет. Скорее всего, президенты разъедутся по домам и будут тихонько "обжевывать" высказанные в Москве идеи среди своих советников. Не может быть прорыва еще и потому, что азербайджанскую и армянскую общественность разделяет океан. Обе стороны придерживаются позиции "все мое", и пока я не вижу здесь изменений. Правда, тот же Мусабеков говорит, что после войны в Южной Осетии в Баку, продолжая говорить об освобождении оккупированных территорий, перестали добавлять грозное предупреждение "не дадите добром, отберем силой". Ясно, что "метод Саакашвили" для решения карабахского конфликта тем более не подходит, потому что война будет гораздо более кровопролитной и разрушительной, и вовлеченными в нее могут оказаться не только Азербайджан и Армения, но и Россия, и Турция, и США.

М. Г.: Начну с того, что война не решает конфликта. Она просто переводит его на другой уровень. Политологи и конфликтологи это знают, а Пятидневная война показала всему населению Южного Кавказа, что это действительно так. Не решит Карабахского конфликта и бумага, подписанная президентами. Но она может придать конфликту позитивную энергию. Как сказал независимый аналитик из Еревана Микаэл Золян, общества Армении и Азербайджана пока не готовы к серьезным изменениям в динамике конфликта. И это может стать серьезной преградой на пути доброй воли политиков, желающих его разрешить. То есть, надо работать с обществами и готовить их к компромиссам.

Ф.И.: Кстати, обрати внимание, что даже этот форум в Брюсселе, призванный быть общественным и миротворческим, не обошелся без горячих споров и взаимных упреков. Я обратил внимание, что на сессиях эксперты, армяне и азербайджанцы, сидели вперемешку - так их, явно сознательно, рассадили организаторы. А вот в ресторане вечером, не сговариваясь, представители двух стран сидели за разными столами. Хотя, справедливости ради, добавлю, что это не помешало совместному распитию карабахской тутовки. Неформальное общение представителей двух стран происходит, чаще всего, успешно. Проблемы начинаются, когда стороны пытаются формализовать отношения на бумаге.

М.Г.: Мой вечерний выбор был совершенно сознательным: я сел поближе к тутовке! Но если серьезно, то я бы хотел вернуться к московскому саммиту, созванному Медведевым. И азербайджанские, и армянские аналитики полагают, что Пятидневная война ослабила военно-политическое влияние России. И, как сказал замдиректора ереванского Института Кавказа Сергей Минасян, теперь влияние России на Кавказе будет постепенно уменьшаться. Это, таким образом, открывает поле для активной политики других крупных игроков. И первым кандидатом на активизацию становится Евросоюз.

Ф.И.: Тем более, что в отличие от США и России Евросоюз в глазах многих кавказцев имеет репутацию структуры, которой можно доверять. Особенно нужно отметить активные усилия Евросоюза (в лице его председателя, Франции) по прекращению боевых действий в Грузии и по предотвращению расширения конфликта. Это, как, например, сказал мне Саро Сарьян из Карабаха, во многом успокоило армян, с тревогой следивших за развитием ситуации вокруг Южной Осетии. С другой стороны, Расим Мусабеков отметил, что заявление ЕС о том, что после Косова "парада суверенитетов" самопровозглашенных образований не будет, успокоило азербайджанцев. Европа явно активизируется на Кавказе. А председатель общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов добавил, что процесс евроинтеграции может сильно помочь процессу урегулирования. Обещание членства в Европейском союзе - это "лакомый кусок", ради которого лидеры и страны могут пойти на многое.

М.Г.: Несколько лет назад было принято говорить о том, что демократизация обязательно приведет к решению конфликта. Сейчас больше говорят о евроинтеграции. Конечно, и демократизация, и евроинтеграция - это хорошо. Но конфликт все равно придется решать карабахцам, Армении и Азербайджану. И тут необходима, в первую очередь, политическая воля руководителей сторон, а во вторую - готовность самих людей возобновить общение, контакты, торговлю. И многие сегодня говорят, что закрытие в 2004 году Эргнетского рынка, на котором грузины торговали с осетинами, сыграло очень негативную роль в эскалации грузино-осетинского конфликта. И в связи с этим вспоминают другой рынок - в деревне Садахло, расположенной на границе Грузии и Армении, - также закрытый властями Грузии. А ведь это был рынок, на котором армяне и азербайджанцы могли бы и дальше торговать, несмотря на продолжающийся конфликт. Думаю, что открытие нескольких таких рынков, и не обязательно в Грузии, может очень помочь в разрешении карабахского конфликта. Ведь это в конечном итоге укрепляет доверие людей.



BBC, ANS