Аэробус А-320 15 января "сбили" перелетные канадские гуси - ученые

Птицы, 15 января попавшие в турбины пассажирского Аэробуса-320, пилот которого в итоге совершил вынужденную посадку на реку Гудзон, оказались перелетными канадскими гусями. Авторы открытия, опубликованного в журнале Frontiers in Ecology and the Environment, уверены, что их работа поможет сделать авиаперелеты безопаснее.

Рейс № 1549 стартовал из Нью-Йоркского аэропорта Ла Гуардиа и вскоре столкнулся в 850 метрах от земли со стаей гусей, в результате чего оба двигателя лайнера вышли из строя. Оказавшись в 8 километрах от посадочной полосы пилоту Чесли Селинбергеру удалось посадить машину на реку Гудзон, сохранив жизнь всем 150 пассажирам и 4 членам экипажа, лишь некоторые из которых получили травмы.

Случаи столкновения птиц и самолетов довольно часты - они происходят по несколько раз в год. И животные, и машины одинаково опасны друг для друга, а потому при строительстве аэропортов люди стараются учитывать возможные гнездовья птиц поблизости и принимать меры для предотвращения столкновения птиц с самолетами - уменьшение численности популяций, переселение, изменение ландшафта или простое истребление.

В случае перелетных птиц отследить их перемещение намного сложнее, а потому исследователи и натуралисты стараются детально изучить каждый случай подобных столкновений. Оперение и фрагменты туш птиц, застрявшие в двигателях были направлены на экспертизу в Смитсоновский институт в Вашингтоне.

Анализом занимались ученые из лаборатории идентификации перьев (Feather Identification Laboratory) при Национальном музее естественной истории, использовавшие как образцы перьев, хранящиеся в коллекции музея, так и генетические методы. Специалисты без труда выяснили, что причиной аварии стали канадские казарки - одни из самых крупных птиц в северной Америке.

"Критически важной задачей нашей работы было все же выяснить, была ли это стая перелетных птиц, или птицы были местные. Это позволило бы улучшить существующие методы предотвращения столкновений воздушных судов и птиц", - сказал Питер Марра (Peter Marra), ведущий автор исследования, слова которого приводит пресс-служба Смитсоновского института.

Для этого исследователи прибегли к анализу изотопов водорода, входящего в состав биологических молекул, образующих волокна перьев. Анализ изотопов позволяет выявить наиболее вероятные типы растительности, которые употребляли птицы после того, как появились на свет. Данные, полученные с помощью метода прецизионной масс-спектрометрии, ученые сравнили с эталонными данными, полученными с помощью перьев перелетных канадских казарок, а также перьев гусей, обитающих в непосредственной близости от аэропорта Ла Гуарда.

Оказалось, что в турбины самолета попали перелетные птицы. По мнению Марры, данные о столкновениях с птицами в сочетании с информацией о наиболее вероятном времени перелета птиц и их маршрутах могут свести к минимуму риск подобных катастроф впредь.

Методы, которые команда ученых использует в своей лаборатории, не ограничиваются только авиацией. Они могут также применяться для изучения случаев и предотвращения гибели людей и животных в результате столкновения птиц и летучих мышей с башнями сотовых операторов, турбинами ветряных генераторов, зданиями и даже нефтяными платформами.

РИА Новости